Мастер-класс Витражная роспись тарелки азы работы с неровной поверхностью

Витражная роспись тарелки: азы работы с неровной поверхностью

В технике витражной росписи (росписи по стеклу специальными витражными красками) можно украшать и преображать не только плоские стеклянные поверхности.

Можно и нужно расписывать практически любую стеклянную поверхность. Это может быть разнообразная посуда, предметы интерьера.

Задача этого мастер-класса: показать, как можно расписать стеклянную тарелку, которая имеет неровную поверхность. То есть по ходу повествования будут решаться задачи:

— как не дать краске вытечь за пределы нарисованных контуров (линий);

— как удержать краску на наклонной поверхности.

На фото не очень видно, но выбранная мною тарелка не абсолютно плоская, она имеет углубление в центральной части.

Чтобы приступить к работе, подготовьте инструменты и материалы:

  1. Бумага и карандаш, чтобы нарисовать рисунок. Или готовое распечатанное изображение.
  2. Стеклянная заготовка тарелки. Диаметр любой по желанию.
  3. Контур акриловый. Цвет: черный перламутровый.
  4. Витражные краски на органической или водной основе. Цветов лучше брать как можно больше, чтобы был просто для творчества.
  5. Кисточка или деревянная палочка для распространения краски по стеклу.
  6. Спирт или ацетон.
  7. Резиновые перчатки.
  8. Двусторонний скотч.

Тарелка прозрачная, поэтому трафарет приклеиваем на оборотную сторону тарелки с помощью двустороннего скотча. Обратите внимание, что тарелка кругла, а трафарет я нарисовала на листе формата А4, края рисунка не дорисованы. Их можно будет прорисовать самостоятельно, продолжив рисунок.

Теперь приступаем к самой трудоемкой части — обводим рисунок (все линии) акриловым контуром. Я давлю на тюбик с контуром (акриловой краской) очень слабо, чтобы краска вытекала равномерно. Тогда линии будут получатся одинаковыми по толщине. За счет этого рисунок выглядит аккуратным.

Я написала о том, что мне попалась тарелка мелкая, но с углублением (бортиками) в центре, а не абсолютно плоская. Это создает некоторые трудности при рисовании контуром, так как тарелку приходится немного наклонять, чтобы нанести контур. Чтобы цветы получились живыми, рисуйте как можно больше линий и секторов.

Обводим по линиям изображения птиц. Прорисовываем перья, ветки. Когда не обведенных линий не осталось, трафарет можно отклеить.

Не торопитесь хвататься за витражные краски. Пусть контуры окончательно высохнут. Можно помочь контуру высохнуть с помощью нагрева горячим воздухом (феном). Я предпочитаю сушить контуры естественным путем.

Я начала с самых сложных участков: это ветки. Они очень узкие, но прокрасить их нужно обязательно. Берем коричневую краску и закрашиваем все участки — веточки. Это поможет идентифицировать рисунок и не запутаться, что и каким цветом дальше раскрашивать. Наносим краску с помощью очень тонкой кисточки или деревянной шпажки.

Для цветов (розы или пионы, кому как больше нравится) я выбрала несколько красок, близких по цветовой гамме: сиреневый, красный, фиолетовый, ежевичный. Желтый цвет краски — для акцента на сердцевине цветка. В случае с неровными поверхностями лучше использовать краски на водной основе. Они более густые и не такие текущие, как органические витражные краски.

Часть рисунка приходится на вертикальные поверхности (изгиб тарелки), поэтому краска может потечь вниз и залить весь рисунок. Поэтому краску наносить нужно совсем маленькими точками.

Один цветок готов, переходим ко второму, а затем и к третьему цветку. Сначала раскрашиваем желаемые сектора одним цветом, затем вторым, третьим и так далее.

Птицы, как и цветы, пусть будут яркими. Нам понадобятся краски синего, голубого и желтого цвета. Желтым закрашиваем головы. А все тело: это плавные переходы от синего цвета к краски к голубому.

Осталось раскрасить листья, чтобы придать рисунку свежесть и законченность. На фото видно, что листья как раз нарисованы на изгибе тарелки, и вся краска скапливается в нижней части цветка. Главное, чтобы краска не перетекала за границы контура. Этого можно добиться, если рисовать более толстый контур на сгибах тарелки.

А вот и готовая тарелка: летняя, яркая и позитивная.

Воплощаем модерн в росписи по стеклу.

Наконец пришел момент,когда я истосковалась по витражным краскам.Выдалась солнечная погода,а у меня свободная минука(вернее день) и так появилась эта тарелка в технике росписи по стеклу.Предлагаю посмотреть процесс и затем полюбоваться результатом.Возможно какие-то тонкости,которые я использую в своей работе,будут интересны и Вам!

Итак,для работы мне пригодились:

  1. Две тарелки(в идеале чтобы они были одинаковыми)
  2. Красивый шаблон с орнаментом в стиле модерн
  3. Витражные краски IDEA(в т.ч. разбавитель к ним)
  4. Витражные краски Hobby Line
  5. Золотистая эмаль Plaid
  6. Жидкость для очистки кистей(у меня это очиститель для монтажной пены)
  7. Витражный контур Pebeo,оттенок золото
  8. Кисти(белка,пони,синтетика)
  9. Пластиковая палитра для разведения красок,обтянутая фольгой
  10. Малярный скотч
  11. Зубочистка
  12. Спирт для обезжиривания и салфетка

Итак,поймав солнечную погоду я приступила к работе.

Перво-наперво приготовила «пирог» для росписи:на тарелку положила заранее вырезанный шаблон и сверху накрыла его другой тарелкой(роспись будет выполнена в обратной технике).Убедилась,что мотив расположен строго по центру и закрепила все малярным скотчем.Обычно шаблоны для росписи я отрисовываю сама,но тут я использовала уже готовый,больно узор понравился.

Дальше я начинаю обезжиривать мою тарелку для лучшего взаимодействия красок с поверхностью.Для этого обычно использую либо салфетку,либо неворсистую тряпочку.Ватные диски не люблю,от них остаются «мохнатки»,которые потом мешают в росписи.

Обезжирив до скрипа стекло,я приступаю к росписи.Тщательно обвожу каждую деталь,стараясь дробить длинные линии на более короткие-так контур выходит более ровным.

Важная деталь:замечая,что линия теряет обьем или утолщается,чищу носик контура о салфетку.Застывшая на носике краска может пачкать работу.

В итоге должно получиться примерно так:

Долгожданная работа с краской!Коричневый оттенок из банки мне не нравится,больно уж он плотный и непрозрачный.Для того,чтобы его высветлить,подмешиваю разбавитель.Разбавитель-как вода в акварельной живописи-чем больше воды,тем краска светлее.Стараюсь не усердствовать-приятного оттенка корицы мне вполне достаточно.

Начинаю заполнять фон. Стараясь не запутаться в куче фрагментов деталь за деталью заполняю коричневой краской.При этом в узкие,труднодоступные для кисточки места подлезаю зубочисткой,-она будет тоньше,чем даже нулевая или трехнулевая кисть.Работу с фоном веду последовательно,а не от куска к куску.В красках на алкидных смолах важно быстро покрыть краской весь участок росписи,чтобы краска не успела «схватиться»,иначе образуется некрасивое пятно в месте стыка мазков.

На пару минут откладываю кисть,любуюсь игрой солнечных лучей на поверхности)))

В конце концов фон должен получиться таким:

Итак,фон для нашего букета готов.Теперь я приступаю к росписи зеленых стеблей.При этом стараюсь не просто окрасить все листья в один тон,а придать росписи некую живость.Для этого стараюсь использовать как можно больше оттенков зелени.

Сначала беру зеленый прямо из банки:

Затем усложняю задачу и смешиваю на палитре оливковый и зеленый:

На стекле он будет выглядеть вот так:

Теперь с помощью разбавителя готовлю светлый,акварельно-нежный зеленый цвет и добавляю его в работу:

И таким образом добавляю все новые оттенки зеленого:смарагд,салатовый,желто-зеленый. до тех пор,пока не закончу роспись стеблей.Вот что у меня получилось в итоге:

Теперь у меня остались нерасписанными цветы.Их я решила сделать красными,причем для росписи я взяла 2 оттенка:алый и пурпурный.Пусть работа и декоративная,но все же хочется придать лепесткам глубину и сделать некое подобие светотени.Вот так:

Переворачиваю тарелку и любуюсь своим «полуфабрикатиком»:

Неплохо,но это пока всего лишь половина работы.Теперь с помощью малярного скотча формирую кайму тарелки.Вырезаю из него арочки и наклеиваю по краю.Затем все что я понаклеила обвожу контуром :

Обводка каймы готова.Для пущего эффекта я решила добавить в глубину каждой «арочки»по коричневой «бусинке»контура.Но это совсем не обязательно,просто мне так захотелось.

Теперь уже на совсем оставляю в покое свои контуры и заливаю орнамент каймы краской.Полосы заливаю оливковой,а в треугольнички добавляю алой:

Итак,кайма готова.Оставляю тарелку на время подсыхать(если краска была нанесена тонким слоем,пары часов будет достаточно).Дальше еще разок обезжириваю те участки тарелки,которые остались без росписи;-таким образом золотистая эмаль будет лучше держаться.

Теперь настало время для золотистой эмали.Конечно,с золочением эта тарелка была бы просто шикарна,но потали под рукой не было и я решила пойти этим путем.Эмаль я буду накладывать самодельным спонжиком из губки для мытья посуды.Сначала накладываю ее в один слой,похлопывающими движениями.при этом,если возникают пузырьки,стараюсь их немного «прибивать»губкой:

И таким образом накладываю эмаль в несколько слоев,при этом даю время на просыхание между слоями.Добиваюсь эффекта плотного фона,краска под эмалью почти не просвечивает,за исключением ярко-красных цветков.Вот примерно так:

Оставляю тарелку просохнуть пару-тройку дней и покрываю лаком.Для этого можно взять стекловидный или шеллак,главное на водной основе,не на спирту,-иначе он начнет растворять роспись.И вот она,наша красавица:

На сегодня все!Если Вам понравился мой МК,Вы можете оценить его,нажав «Нравится».Мне будет очень приятно!

Рисуем на стекле

Я рекомендую начать учиться с рисунка на плоском стекле. Это гораздо проще для начинающего, чем объемная вещь. В крайнем случае можно начать с плоской бутылки, но поверхность лучше все равно брать плоскую. Для начала нам нужен эскиз, который будет перерисован на стекле. Меня попросили повторить старую работу, поэтому я просто сделала распечатку со своего сайта. Дополнительно я дообработала рисунок карандашом. Итак, готовим стекло, и рисунок. Стекло перед началом работы надо обезжирить — протереть ацетоном, уайт-спиритом или любым другим растворителем, который найдется в доме. Подойдет и жидкость для снятия лака с ногтей 🙂 В крайнем случае — помыть с мылом.

Подкладываем рисунок под стекло и берем контур для стекла. Я использую еще и насадки для контуров, они помогают сделать линию тоньше.

Равномерно и мягко надавливая на тюбик, выдавливаем контур. Если вы рисуете в первый раз, то он не сразу получится ровным (только если у вас нет опыта нескольких лет художественной школы). В начале ваш контур будет рваным, неравномерным, будет выдавливаться не одной колбаской, а отдельными некрасивыми кусочками. Но не стоит расстраиваться. Все это изменится с опытом. Через несколько нарисованных вещей вы сами удивитесь, насколько ровнее и равномернее будет ложится ваш контур.

Устанавливаем руку так, чтобы она обязательно упиралась в стол или в какую-то подставку, но ни в коем случае не была на весу — иначе она будет дрожать и не очень послушный контур будет вести себя совсем неприлично 🙂 Скорость движения определяйте для себя сами, кому-то удобней рисовать быстро, а кому-то — неторопливо. А еще есть техника рисунка — не касаясь носиком контура стекла, вести его в паре миллиметров от стекла, протягивая выходящую колбаску контура — тогда линия получается ровнее. Но мне такой способ не очень нравится, поэтому рисуя, я веду носиком прямо по стеклу.

Постепенно наносим контур на весь рисунок.

В какой-то момент, когда основная часть рисунка переведена на стекло, важно убрать эскиз и посмотреть на сам получающийся рисунок на стекле. Вполне возможно, что какие-то вещи придется подправить, а что-то удобней рисовать отдельно, без эскиза — например, линии фона в этом рисунке. Эскиз только сбивал глаз и руку.

Если какие-то линии выходят неровными — их можно удалить сразу, ватной палочкой. Но при таком методе удаления вы не сможете удалить часть линии, потому что оставшийся край линии наверняка смажется. Поэтому если мне надо удалить не всю линию, а только отдельный участок — я жду пока контур высохнет и аккуратно удаляю его кончиком ножика. Подсохший контур легко снимается одной «ниточкой». Когда вы откладываете контур, даже ненадолго, его надо обязательно закрывать, иначе он засохнет в носике тюбика и его придется прочищать. Если на носике насадка, то отверстие можно просто залепить пластилином. Итак, контур нанесен. Теперь надо дать ему просохнуть и можно браться за краски.

Кроме самих красок вам понадобится кисточка, палитра и вода, если краски на водной основе, или растворитель, если краски на растворителе — для промывки кисточки. Кисточки я беру синтетические, тоненькие, так называемые крысиные хвостики. Размер от 000 до 2, максимум. Я застилаю палитру фольгой, а когда на фольге не остается чистого места — просто выбрасываю этот кусок и стелю новый. Это гораздо удобней, чем каждый раз использовать новую палитру. К тому же не рекомендую использовать пластмассовую палитру по несколько раз — краски на растворителе немного разъедают пластик и в следующий раз налитая в такую палитру краска оказывается матовой или с хлопьями. Этот рисунок нарисован красками Marabu Decor Glass, они изначально непрозрачные и набирают прозрачность уже при высыхании. Поэтому пока они в палитре — прозрачности не видно.

Теперь о нанесении краски. Технология нанесения краски в росписи по стеклу несколько отличается от способов работы с другими красками — гуашью, акварелью и т.п. Там вы рисуете мазками, накладывая один мазок поверх другого. В росписи стекла так не получится. Неровный мазок застывает и накладывая поверх него следующий неровный мазок, вы не закрашиваете предыдущий, а просто накладываете еще один неровный мазок и увеличивете неаккуратность вдвое. В росписи стекла краска наносится в один слой, ровной поверхностью. Она как бы натягивается на стекло, без дырок и прорех. Но и лишние «волны» краски тоже ни к чему. Слой краски должен быть равномерным.Я засняла посекундное движение своей кисточки.

Кисточка должна быть все время наполнена краской, не оставлять сухих мазков.

Ну вот, наш герой одет в штаны. Теперь важно не забыть посмотреть на слой краски на просвет.

Ну да, так и есть, в штанах полно дырок 🙂 Их необходимо закрасить. Постепенно закрашиваем весь рисунок. Не забываем смотреть на просвет, иначе все прорехи останутся незамеченными.

Еще одна посекундная съемка. Здесь видно что делать с самого начала — вы кладете на стекло каплю краски, а потом начинаете ее растаскивать, растягивать во все стороны. Когда капля растянута — добираете на кисточку краску:

Еще важно помнить, что краска сохнет. Поэтому, во-первых, обязательно, пользуясь палитрой, надо закрывать все баночки. Во-вторых, если вы закрашиваете какую-то большуй область, не надо начинать закрашивать ее с середины. Пока вы дойдете до одного края, краска на середине уже подсохнет и оставит некрасивый край, который потом будет просвечивать. Поэтому закрашивание надо начинать с края рисунка и вести к другому краю, не давая краске засохнуть. Наконец, весь рисунок закончен.

Оцените статью
Рукодельница: бесплатные хендмейд мастерклассы